НовостиЭкономика

Налоговый Кодекс – «сюрприз», который держится в тайне от общественности…

До сих пор Милли Меджлис и Государственная Налоговая Служба не обнародовали дополнения и изменения, которые будут внесены в Налоговый Кодекс. По официальным данным, для внесения в Кодекс поступило более 400 предложений и часть из них была учтена. В ближайшие дни депутаты Милли Меджлиса обсудят изменения в Налоговый Кодекс, являющийся самым главным для бизнеса страны документом. Здесь нашли отражение многие серьезные новшества, в том числе льготы, связанные с имеющими особое значение для Азербайджана, освобожденными от оккупации зонами. Однако без какого-либо правового основания, полностью изменения в Налоговый Кодекс до сведения общественности не доводятся.

Какова причина?

На вопросы ASTNA отвечает адвокат Акрам Гасанов.

* * *

Вопрос: Акрам бей, как по Вашему, в чем причина того, что изменения в Налоговый Кодекс не обнародованы?

Ответ: Проект поправок в Налоговый Кодекс на самом деле должен был быть опубликован не позднее 25 октября, так как он входит в пакет документов, прилагаемых к законопроекту о государственном бюджете. Однако у нас обычное явление, когда законопроекты не обнародуются.

На сайте Милли Меджлиса есть раздел «Проекты законов». Заглянув в этот раздел, может убедиться, что опубликована очень незначительная часть проектов, вынесенных на обсуждение осенней сессии.

На это есть три причины. Первая причина – безграмотность. Проекты составлены ужасно. Они не публикуют сразу, потому что им стыдно. Они могут их представить только после обсуждения и доработки в рамках государственных органов.

Вторая причина – плохой менеджмент и организация. Они не могут своевременно решить большую часть задач. Даже некоторые поручения Президента остаются невыполненными годами.

И наконец, третья причина заключается в том, что законы в Азербайджане как правило разрабатываются не для народа, а для чиновников. Маркс говорил, что право есть воля правящего класса, возведенная в степень закона. Наш правящий класс — это армия чиновников. Законы также в основном служат им. Народ вторичен. Поэтому любой важный проект обсуждается исключительно между группами чиновников. Между тем, между ними идет торг и т.д. Естественно, поскольку люди не являются субъектом, а являются объектом этого торга, проекты от них скрывают. Закон принимают тогда, когда торг завершен и окончательный проект готов. Например, торг вокруг Кодекса о конкуренции ведется уже 15 лет!

После этого наши депутаты говорят, что закон принят от имени народа и для народа. Заметьте, не только Милли Меджлис как орган, но и никто из депутатов (в том числе и тех, кто пытается представить себя независимым, действительно избранным) не сканирует и не афиширует проект. Хотя они имеют на это полное право. Но наши депутаты боятся выступать с такой инициативой, потому что чувствуют, что они подчиненные спикера, а не депутаты. Ведь и они являются частью армии чиновников. И у них есть бизнес, интересы. В закулисных дискуссиях вокруг проектов они также хотят претворять свои предложения, порожденные личным интересом. Поэтому они не нарушают правил игры армии чиновников. Бюджетные и налоговые вопросы являются первостепенным рынком государственного управления. Члены парламента также являются частью этого закрытого рынка.

Вопрос: Могут ли граждане ожидать каких-то новых «сюрпризов» от сохранение этих изменений втайне? И что это могут быть за «сюрпризы»?

Ответ: Рядового гражданина напрямую «сюрпризы» не ожидают. Потому что он пока не облагается подоходным налогом. Уплачиваемый им налог на землю и имущество невелик, и его ставка, вероятно, увеличена не будет. И хотя уплачиваемый им налог на добавленную стоимость составляет 2/3 от общей суммы собранных налогов, он невидим, поскольку является косвенным налогом. И по этому налогу новшеств для рядовых граждан я не жду.

По всей вероятности, «сюрпризы» по большей части ожидают предпринимателей. Налоговое администрирование будет еще более усилено. В результате крупные и близкие к чиновникам «бизнес-структуры» приобретут более выгодные позиции в конкурентной борьбе по сравнению с реальными предпринимателями. Ведь, проблема не в том, какаво администрирование, а в его применении в полную силу только к тем предпринимателям, которые не имеют отношения к чиновникам и государственным проектам.

Вопрос: Как сообщил местным СМИ заместитель начальника Главного управления налоговой политики Государственной Налоговой Службы при Министерстве Экономики Аваз Гулиев, проект изменений в Налоговый Кодекс, который должен вступить в силу с 1 января 2023 года, в основном сгруппирован по 5 направлениям. Первое направление – поощрение в стране инвестиционного климата, в том числе отечественного производства. В качестве второго направления можно указать снижение фиксированных налоговых расходов банков, находящихся в процессе ликвидации. Третье направление предусматривает регулирование, а также совершенствование ряда неурегулированных вопросов налогового администрирования. Целью четвертого направления является снижение налогового и финансового бремени населения льготами социального характера. А пятое направление охватывает такие изменения, как повышение и поддержание международного рейтинга страны. В медиа содержится только эта информация. К какому заключению можно прийти на основании этой информации? Т.е., какие могут произойти изменения?

Ответ: По всей вероятности, ответ будет приблизительным. Я уверен, что есть также немало положительных моментов. Но, поскольку проект скрывают, давайте сделаем акцент на негативных ожиданиях, чтобы положительные были для нас сюрпризом!

В первом направлении речь идет о поощрении инвестиционной среды, в том числе местного производства, что вероятно, относится к послаблениям, которые будут применяться в основном к чиновничьему бизнесу и компаниям, вовлеченным в государственные проекты. Потому что обычно именно так и бывает. В нашей стране государственные льготы и программы стимулирования в реальности являются хорошей кормушкой. Реальное стимулирование инвестиционного климата требует, прежде всего, обеспечения в стране законности. Там, где нет законности, любой стимул в основном ведет к злоупотреблениям. Потому, что нет и прозрачности.

Второе направление объективно должно служить снижению издержек банков, находящихся в процессе ликвидации, и возврату средств кредиторов. Но на самом деле банки, находящиеся в процессе ликвидации, также являются хорошей кормушкой. В результате отсутствия прозрачности средства кредиторов в основном не возвращаются. Просто кто-то обогащается. Так что эти изменения послужат чьему-то обогащению.

Третье направление служит дальнейшему ужесточению налогового администрирования и предотвращению уклонения от уплаты налогов. Объективно это необходимая вещь. Но на самом деле, как я уже упоминал, от ужесточения в основном пострадают настоящие предприниматели. Ведь, у нас налог больше похож на дань.

Целью четвертого направления указано снижение налогового и финансового бремени населения льготами социального характера. Скорее всего, будут какие-то незначительные исключения из некоторых налогов, которые платят граждане. Как всегда. Делается это ради галочки, чтобы продемонстрировать социальный характер изменений.

Позиционирование пятого направления как «повышение и поддержание международного рейтинга страны» напоминает социалистическом соревновании за «переходящее Красное Знамя» во времена СССР. Западные рейтинги в основном основываются на формальных показателях. Наши чиновники также анализируя эти показатели, адаптируют к ним законы. Зациклившись на формальностях, они оставляют без внимания содержание. Например, наш налоговый орган является одним из мировых лидеров по скорости регистрации коммерческих юридических лиц. Это шаг, предпринят исключительно ради рейтинга. Но само законодательство о коммерческих юридических лицах (корпоративное право) находится в безобразном состоянии.

Естественно, окончательное мнение о проекте можно будет выскать ознакомившись с ним. Буду только рад неожиданным позитивам.

Вопрос: В проекте изменений в Налоговый Кодекс для резидентов, которые будут работать на освобожденных от оккупации территориях, предусмотрено с 1 января 2023 года освобождение от налогов на прибыль и доходы, имущество и земельный налог, а также по упрощенному налогообложению на срок 10 лет. Как можно расценить этот шаг?

Ответ: В общем, это понятное и позитивное явление. Конечно, в настоящее время развитие этих территорий является вопросом номер один. Но деятельность на освобожденных от оккупации территориях, в том числе государственные закупки, непрозрачны. Следовательно, высоки и коррупционные риски. Следовательно, могут быть коррумпированные люди, которые извлекают выгоду из новшеств. Вдобавок, в условиях непрозрачности существует вероятность того, что бизнес резидентов этих территорий в других регионах страны также будет злоупотреблять льготами. При условии нормального налогового администрирования можно предотвратить это. Но нормальное администрирование – это не то, что написано в законе, а его одинаковое применение ко всем. Но, будет ли так в реальности, под большим вопросом.

Вопрос: Тенденция отказа от обнародования законов и изменений в законодательстве уже начала превращаться традицию. Законно ли это? Как положить этому конец?

Отвечать: Эту традицию узаконили те, кто пишет законы. Потому что они принимают законы не от имени народа и не для народа. Как я уже сказал, они принимают законы для армии чиновников. Этому можно положить конец, если каждый из нас лично обратится к депутатам и потребует обнародовать проект. Например, я обнаружил в Facebook, что депутат Вугар Байрамов написал статью по одному вопросов проекта изменений в Налоговый Кодекс. Я спросил его, почему они не публикуют проект, почему никто из депутатов не делает это? Правда, пока он не ответил. Но давайте увеличим число таких вопросов. Будет один из двух результатов. Либо они, наконец, начнут публиковать проекты. Или постесняются появляться в обществе и умолкнут совсем. По крайней мере мы будем знать, что те, кто себя представляет в качестве наших делегатов, фактически таковыми не являются! Это тоже утешение!

Bənzər yazılar

Back to top button